Горизонтальная карьера в продажах
Дополняет понятие «горизонтальная карьера» термин «экспертная карьера»: специалист, перемещаясь в одной компании или переходя в другие организации с тем же набором задач, постоянно наращивает уровень знаний и становится признанным экспертом в своей области.
И если раньше более престижной считалась вертикальная карьера — люди стремились получить больше власти и полномочий, то сейчас более популярна горизонтальная, или экспертная карьера. Вы становитесь признанным экспертом в своей области, а следовательно — получаете значительное влияние.
Другие преимущества горизонтальной или экспертной карьеры:
- финансовое вознаграждение. Часто хороший специалист получает больше, чем линейный руководитель;
- востребованность на рынке труда. На управленческие должности претендует огромное количество специалистов, а на должности специалистов гораздо меньше. Вакансий специалистов всегда больше, чем управленческих;
- социальный статус схож со статусом управленцев. Становясь признанным экспертом в своей области, специалист приобретает значительное влияние, поскольку его мнение важно как для компании, так и для рынка и отрасли в целом;
- мало рисков при возрастной карьере. Хорошие специалисты остаются востребованными и после 50 лет, им проще выйти на работу после декрета и так далее;
- возможность работы в разных форматах. Например, в проектной деятельности, на удаленной работе, по гибкому графику.
Вариант горизонтальной карьеры в продажах может выглядеть следующим образом:
- маркетолог;
- менеджер по продукту/продуктолог;
- менеджер проекта;
- аккаунт-менеджер;
- менеджер по лояльности (loyalty manager);
- CRM-менеджер;
- бизнес-аналитик;
- менеджер по развитию;
- менеджер партнерской программы.
Если ваша карьерная цель — перейти из продаж в другую область, рекомендую выполнить следующие шаги.
- Изучите различные профессии, в которые хотите перейти.
- Выясните требования работодателей на эти позиции.
- Выясните и запишите, какие знания, навыки и личные качества, которые позволят успешно выполнять новые задачи, у вас уже есть.
- Определите компании, в которых вы хотели бы работать на предполагаемой позиции.
- Найдите экспертов в этой области, пообщатесь с ними. Узнайте, как строилась их карьера, какие знания и навыки помогли им стать известными и востребованными на рынке.
- Найдите ментора с успешным опытом в этой сфере.
- Напишите план обучения: когда и какие знания и навыки вы будете изучать, с помощью каких ресурсов. Это могут быть курсы, вебинары, обучение с наставником или ментором, видеоролики, стажировки и так далее.
- Предложите в компании, где сейчас работаете, помощь в выбранном вами направлении: участие в проекте, переход на позицию начального уровня с обучением и перспективой роста. Обсудите с руководителем или HR-менеджером вашу карьерную цель и возможности в компании, которые помогут эту цель достигнуть. Важно, чтобы вы при этом справлялись с основными задачами.
- Пообщайтесь с руководителем функции в вашей компании, выясните их потребности, есть ли «зависшие» задачи или проекты, к которым можно подключиться.
- Чтобы перейти в новую для себя профессию, будьте активным и любознательным в своей компании. Важно разбираться в бизнесе, хорошо знать отрасль, задачи компании, чем занимается каждое подразделение и каких результатов от них ждут, профиль кандидатов, которых нанимают в нужном вам подразделении или блоке.
- Если компания, где вы трудитесь, не готова предложить интересную вам вакансию в обозримой перспективе, изучите рынок труда: какие компании готовы взять специалиста без опыта на работу, стажировку и так далее.
- Даже если в компании нет открытых вакансий, напишите в HR-службу, попробуйте познакомиться с ее представителями, чтобы, если в будущем в компании появятся вакансии, вас имели в виду.
- Важно в дополнение к резюме, где у вас непрофильный опыт, подготовить подробное сопроводительное письмо, где объясните, чем интересна вакансия, какие навыки, которые у вас есть, позволят быстро обучаться и быть эффективным.
- Будьте готовы в первое время к снижению дохода. Снижение может доходить до 30–40%.
- Так как в новой профессии первое время всем сложно из-за низкого уровня дохода, отсутствия результатов, необходимости много учиться и работать, то важно знать и помнить, для чего вам этот выход из зоны комфорта. Поэтому зафиксируйте карьерную цель и пропишите карьерный план: к чему в итоге хотите прийти.